
Представь большой музыкальный завод, на конвеер которого попадает десяток тысяч треков каждый день. По дорожкам конвееров расставлены щупальца, которые откидывают брак. Чтобы добраться до коробки в конце пути, нужно уклониться ото всех таких щупалец. Примерно так сейчас выглядит успех, а щупальцами выступают редактора и алгоритмы. Заводов таких несколько: Spotify, Яндекс Музыка, Vk Музыка, Звук. Сегодня говорим о том, что особенного в алгоритмах этих площадок, чтобы ты с легкостью тюнил свои треки в такт заводским настройкам.
Чтобы разобраться наверняка, мы посетили лекцию от Vk, на которой на вопросы отвечали (такая редкость) главный редактор Vk Музыка Сергей Мудрик, менеджер по развитию продукта Яндекс Музыка Олег Лузин и директор по развитию сервиса СТУДИО для пользователей приложения Звук Екатерина Комиссарова.
Итогом диалога о том, как попасть в чарты, стал следующий вопрос: каков баланс между ролью алгоритмов и ролью редакторов? Ниже ты увидишь полезную математическую информацию о работе алгоритмов и питчингах артистов, а также работе сотрудников площадок.
Чтобы разобраться наверняка, мы посетили лекцию от Vk, на которой на вопросы отвечали (такая редкость) главный редактор Vk Музыка Сергей Мудрик, менеджер по развитию продукта Яндекс Музыка Олег Лузин и директор по развитию сервиса СТУДИО для пользователей приложения Звук Екатерина Комиссарова.
Итогом диалога о том, как попасть в чарты, стал следующий вопрос: каков баланс между ролью алгоритмов и ролью редакторов? Ниже ты увидишь полезную математическую информацию о работе алгоритмов и питчингах артистов, а также работе сотрудников площадок.
Яндекс музыка
О Яндекс Музыке долгое время отзывались прохладно. Время пришло: когда свое присутствие в России подсократил Spotify, Яндекс все-таки разработал что-то действительно потрясающее. Любой Диджей на любом мероприятии теперь просто может делать вид, что сам подбирает крутые треки, в то время как плейлист за него собирает «Моя волна».
Как работает «Моя волна» и как в нее попасть? Моя волна устроена уникальнейшим образом.
В то время как рекомендации Spotify представляют собой просто набор подобранных под твой вкус плейлистов, «Моя волна» молниеносно подстраивается под твои интересы. А для таких быстрых изменений необходимо еще большее количество треков, поэтому попасть в «Мою волну» можно и новичку.
Олег Лузин назвал конкретные цифры: десять прослушиваний в течение первых часов, и твой свежий релиз попадает в «мою волну» на сутки. На следующий день еще 10 прослушиваний - еще на сутки, и так далее, набирая популярность. Далее алгоритмы подсчитывают рост прослушиваний, и редактора оценивают их и решают, попадет ли твой трек в топ-чарт или чарты по настроению/жанру.
В «Мою волну» можно попасть также и через питчинг трека, для которого у всех площадок есть специальная форма, и через лайки. Однако прослушивание - главный объект подсчета для алгоритмов.
Также стоит отметить, что алгоритмы Яндекса работают гораздо шире, чем обычные алгоритмы того же Spotify. Яндекс - это экосистема. Трек может и вируситься и в «Моей волне», и включаться на колонке с «Алисой», и пробиваться в Яндекс Поиске. Все это дает суммарный базз-эффект, который учитывают редактора Яндекс Музыки при работе с новичками и состоявшимися артистами.
Что касается редактуры Яндекс Музыки, то ребята действуют разноуровнево. Во-первых, за каждым плейлистом закреплен определенный редактор, который выбирает, что зайдет. Выбор таких редакторов фильтрует дежурный редактор, который меняется раз в неделю, чтобы избежать субъективных оценок.
Как работает «Моя волна» и как в нее попасть? Моя волна устроена уникальнейшим образом.
В то время как рекомендации Spotify представляют собой просто набор подобранных под твой вкус плейлистов, «Моя волна» молниеносно подстраивается под твои интересы. А для таких быстрых изменений необходимо еще большее количество треков, поэтому попасть в «Мою волну» можно и новичку.
Олег Лузин назвал конкретные цифры: десять прослушиваний в течение первых часов, и твой свежий релиз попадает в «мою волну» на сутки. На следующий день еще 10 прослушиваний - еще на сутки, и так далее, набирая популярность. Далее алгоритмы подсчитывают рост прослушиваний, и редактора оценивают их и решают, попадет ли твой трек в топ-чарт или чарты по настроению/жанру.
В «Мою волну» можно попасть также и через питчинг трека, для которого у всех площадок есть специальная форма, и через лайки. Однако прослушивание - главный объект подсчета для алгоритмов.
Также стоит отметить, что алгоритмы Яндекса работают гораздо шире, чем обычные алгоритмы того же Spotify. Яндекс - это экосистема. Трек может и вируситься и в «Моей волне», и включаться на колонке с «Алисой», и пробиваться в Яндекс Поиске. Все это дает суммарный базз-эффект, который учитывают редактора Яндекс Музыки при работе с новичками и состоявшимися артистами.
Что касается редактуры Яндекс Музыки, то ребята действуют разноуровнево. Во-первых, за каждым плейлистом закреплен определенный редактор, который выбирает, что зайдет. Выбор таких редакторов фильтрует дежурный редактор, который меняется раз в неделю, чтобы избежать субъективных оценок.
Vk Музыка
Алгоритмы Vk Музыки высоко ценят рост по экспоненте: это когда трек плавно набирает прослушивания. Поэтому среди тех, кто работает с таргетингом, есть специальный пакет по раскрутке через плейлисты: от маленьких к большим, чтобы рост прослушек был плавным.
Сергей Мудрик, главный редактор Vk Музыка, также предостерегает от накруток: «Мы их видим, находим и аннулируем. Вот у тебя было 2 тысячи прослушиваний, а на следующем треке 450 000. И почему тогда из каждой машины мы не слышим твой трек? Так не работает». Поэтому будь аккуратней.
Система питчингов Vk, по словам Сергея Мудрика, сейчас переживает не самые лучшие времена: редакторов просто-напросто завалили релизами, и они физически не успевают отслушать все, что приходит. Сейчас Vk Музыка реорганизует эту систему, и если им удастся, то, по словам Сергея, это будет прорыв. Однако пока что будь бдителен в том, что касается самостоятельного питчинга. Лучше делать это через лейблы, с которыми у Vk Музыки есть постоянно сотрудничество.
Однако вероятность попадания в плейлисты через лейбл не 100%. Это связано с тем, что Vk Музыка постоянно смещает акценты с одного лейбла на другой, чтобы оставаться демократичными.
Кстати о демократичности редактуры: ребята слушают все подряд. В отличие от Яндекс Музыки или Звука, в Vk Музыке нет закрепленных за жанрами редакторов. На наш скромный взгляд, это положительно влияет на попадание поп-треков, понятных любому редактору, в плейлисты, однако может негативно сказаться на любителях Jersey Club, смешанного с Rage и dark UK Garage. Вероятно, могут не понять, однако это лишь предположение.
Сергей Мудрик, главный редактор Vk Музыка, также предостерегает от накруток: «Мы их видим, находим и аннулируем. Вот у тебя было 2 тысячи прослушиваний, а на следующем треке 450 000. И почему тогда из каждой машины мы не слышим твой трек? Так не работает». Поэтому будь аккуратней.
Система питчингов Vk, по словам Сергея Мудрика, сейчас переживает не самые лучшие времена: редакторов просто-напросто завалили релизами, и они физически не успевают отслушать все, что приходит. Сейчас Vk Музыка реорганизует эту систему, и если им удастся, то, по словам Сергея, это будет прорыв. Однако пока что будь бдителен в том, что касается самостоятельного питчинга. Лучше делать это через лейблы, с которыми у Vk Музыки есть постоянно сотрудничество.
Однако вероятность попадания в плейлисты через лейбл не 100%. Это связано с тем, что Vk Музыка постоянно смещает акценты с одного лейбла на другой, чтобы оставаться демократичными.
Кстати о демократичности редактуры: ребята слушают все подряд. В отличие от Яндекс Музыки или Звука, в Vk Музыке нет закрепленных за жанрами редакторов. На наш скромный взгляд, это положительно влияет на попадание поп-треков, понятных любому редактору, в плейлисты, однако может негативно сказаться на любителях Jersey Club, смешанного с Rage и dark UK Garage. Вероятно, могут не понять, однако это лишь предположение.
ЗВУК
У Звука есть собственное приложение СТУДИО, которое облегчает тебе работу с питчингом, чтобы попасть в плейлисты. Екатерина Комиссарова призывает начинающих музыкантов проникаться площадкой и следить за новостями, чтобы попадать в плейлисты. В приложении есть плейлисты для фрешменов, которыми занимаются специальные редакторы: те ни за что не пропустят появление xxxmanera или ALBLACK.
Как устроена редактура треков в Звуке? В отличие от Vk, редактора в Звуке строго распределены по жанрам, в которых лично они шарят. Поэтому твой релиз будет слушать человек, который соображает в том, что ты прислал. В дополнение к такой системе, у Звука есть и другая особенность: редактора принимают решения не самостоятельно, но советуется с командой маркетинга. Звук - начинающая платформа, поэтому для них важно находить артистов с четким позиционированием, за что как раз обычно отвечает выше упомянутый отдел.
Как устроена редактура треков в Звуке? В отличие от Vk, редактора в Звуке строго распределены по жанрам, в которых лично они шарят. Поэтому твой релиз будет слушать человек, который соображает в том, что ты прислал. В дополнение к такой системе, у Звука есть и другая особенность: редактора принимают решения не самостоятельно, но советуется с командой маркетинга. Звук - начинающая платформа, поэтому для них важно находить артистов с четким позиционированием, за что как раз обычно отвечает выше упомянутый отдел.
Spotify
Стоит сказать немного о Spotify. Алгоритмы сервиса реагируют на то, как ты выстраиваешь свою стратегию: есть ли у тебя плейлист со своими треками, оформлено ли все надлежащим образом, есть ли биография, фотография, составлен ли ТОП-5 песен. Все это помогает алгоритмам поверить в тебя: слушатель, который послушал однажды твой трек, сможет увидеть тебя в плейлисте Release Radar.
В Спотике у артиста также есть вкладка "Fans also like", в которую алгоритм добавляет треки, похожие на те, что слушают пользователи, которые пришли на твою страничку. Вы можете выстраивать свое творчество так, чтобы ассоциироваться с определенными группами благодаря этому плейлисту. Это целая стратегия, но такой стратегии в свое время придерживался Майкл Джексон. Правда, тогда это было оффлайн: он преследовал артистов, похожих на него внешне и музыкально, и делал фотографии с ними, чтобы стать известнее. Задумайся, если тебе реально нужна известность. Нужна же? Значит, ты готов на все.
В общем, если ты учился в Оксфорде и устраивал в частные школы арбатских мажоров, - то с такой яркой историей тебе будут рады в Звуке, так как маркетинговая команда is watching you. Только фотки классные не забудь сделать: так легче попасть на обложку плейлиста.
Если ты более попсовый исполнитель, то приходи в Vk. У Яндекса же на данный момент самая объективная алгоритмическая система. Неважно, какой ты исполнитель - тебя хорошо встретят любым. Главное: чтобы алгоритмы видели прослушки и лайки.
На самом деле алгоритмы сервисов - это история про то, как диджитальные алгоритмы пытаются зафиксировать алгоритмы природны: механику нашего сердца, чувства, эмоции, которые ведут людей к прослушиванию чьих-то треков. Поэтому главный вывод: умей привести людей послушать свои песни. Заставь их задержаться на подольше, хотя бы на 2-3 трека. И алгоритмы сервисов сочтут: это любовь. И начнут тебе помогать. А дальше все зависит от тебя, питчингов, редакторов.
Поставь себе видео-платформу ПАНЧ и сделай карьеру в музыке! Ссылка тут.
В Спотике у артиста также есть вкладка "Fans also like", в которую алгоритм добавляет треки, похожие на те, что слушают пользователи, которые пришли на твою страничку. Вы можете выстраивать свое творчество так, чтобы ассоциироваться с определенными группами благодаря этому плейлисту. Это целая стратегия, но такой стратегии в свое время придерживался Майкл Джексон. Правда, тогда это было оффлайн: он преследовал артистов, похожих на него внешне и музыкально, и делал фотографии с ними, чтобы стать известнее. Задумайся, если тебе реально нужна известность. Нужна же? Значит, ты готов на все.
В общем, если ты учился в Оксфорде и устраивал в частные школы арбатских мажоров, - то с такой яркой историей тебе будут рады в Звуке, так как маркетинговая команда is watching you. Только фотки классные не забудь сделать: так легче попасть на обложку плейлиста.
Если ты более попсовый исполнитель, то приходи в Vk. У Яндекса же на данный момент самая объективная алгоритмическая система. Неважно, какой ты исполнитель - тебя хорошо встретят любым. Главное: чтобы алгоритмы видели прослушки и лайки.
На самом деле алгоритмы сервисов - это история про то, как диджитальные алгоритмы пытаются зафиксировать алгоритмы природны: механику нашего сердца, чувства, эмоции, которые ведут людей к прослушиванию чьих-то треков. Поэтому главный вывод: умей привести людей послушать свои песни. Заставь их задержаться на подольше, хотя бы на 2-3 трека. И алгоритмы сервисов сочтут: это любовь. И начнут тебе помогать. А дальше все зависит от тебя, питчингов, редакторов.
Поставь себе видео-платформу ПАНЧ и сделай карьеру в музыке! Ссылка тут.
